Перейти к основному содержимому

Подумываю пересесть на Windows

· 9 мин. чтения
Alex Congritta

Я успел воспользоваться тремя популярнейшими ОС для компьютеров: Windows, ОС на основе Linux и Mac OS. В этой статье я попробую интересно и подробно рассказать об обыте использования каждой из них и подведу свой итог

Немного об ОС

Linux

С детства (примерно с 2010 года) я отдавал своё предпочтение семейству Linux. Меня с этой ОС познакомил мой учитель информатики в школе. Он тогда устанавливал на все компьютеры ОС Ubuntu 10.04, аргументируя это тем, что школе не нужно выделять бюджетные средства на покупку Windows для каждого компьютера. Все последующие уроки информатики у нас проходили на Ubuntu вместо Windows.

Разумеется, как и все школьники, я сразу начал фанатеть от того, что если ты используешь Linux (Ubuntu, Fedora, CentOS - не важно, я дальше буду говорить просто Linux), то ты сразу становишься круче в глазах своих друзей. А если ещё овладеешь терминалом...

Несколькими месяцами позже я установил Ubuntu на домашний компьютер второй ОС и стал погружаться в идеологию Linux. Оказывается, Linux изначально создавался как доступная ОС для любого компьютера, будь то персональный, домашний компьютер или рабочая станция. До него был Unix, но у него был закрытый исходный код и был он доступен далеко не каждому. Linux не сделан на основе Unix, это две в корне разные ОС. Кстати мало кто знает - слово Linux являлось насмешкой над Линусом Торвальдсом (создателем этой ОС) от его одногруппника, сам Линус не очень любил название Linux.

Позже в игру вошёл Ричард Столлман. Он стал продвигать идею свободного программного обеспечения и лицензию GNU, согласно которой, весь компьютерный софт должен быть свободен в распространении, иметь открытый исходный код и быть бесплатным.

Идея свободы и открытости зацепила многих людей, начинающих работать на Linux. Ты, мол, получаешь бесплатно ОС и все программы к ней, а ещё и имеешь доступ к их исходному коду. Ты всегда можешь взять исходный код нужной тебе программы, поменять его под себя и скомпилировать свою идеальную версию программы.

На момент даже 2010 года в мире расплодилось более тысяч различных ОС на основе Linux (дистрибутивов). Принципиально они ничем не отличаются - максимум набором установленных программ и настройками графического окружения. Однако есть и специализированные Linux-дистрибутивы, где, например, все файлы ОС (кроме домашней папки) доступны только на чтение. Это означает то, что никакая программа, будь у неё хоть права root, не сможет вмешаться в работу ОС и изменить какие-либо файлы в ней.

Windows

Первый раз в жизни, когда я воспользовался компьютером, был в 2006 году. На нём стояла Windows XP. Однако ОС на нашем домашнем компьютере устанавливалась "компьютерным мастером", поэтому оригинальной версии Windows XP я не застал.

В 2012 году мой отец купил себе ноутбук и на нём стояла Windows 7. Тогда я с ней впервые познакомился. Да, я начал пользоваться Windows 7 после того, как уже освоил Linux. Примерно в то время у меня появился уже мой личный персональный компьютер. Уже тогда я впервые в жизни задумался о выборе ОС - Windows или Linux; причём в октябре выходила Windows 8 и у меня была трилемма. В итоге я поставил две ОС на один компьютер - Windows 8 и Ubuntu 12.04. Ubuntu 12.04, кстати, тогда перешла на новую графическую оболочку Unity.

Да, детства у меня не было.

В июле 2015 года вышла Windows 10. Microsoft тогда сказала, что это последняя версия Windows и Windows 11, 12, 13 не будет. В то время поднялся нехилый скандал мол как же так, Windows следит за своими пользователями и сливает в Microsoft всё возможное: контакты, список установленных программ, пароли от сайтов, пароли от WiFi и многое другое. При этом эти же люди спокойно пользовались Android и не брезговали, что Google берёт у них ровно ту же информацию, но со смартфона.

Тогда многие, кто знал Linux, ещё сильнее его полюбили, т.к. Linux никуда не сливает данные своих пользователей и устанавливали его себе чисто из принципа.

Windows 8 и 10 стали нелюбимыми версиями Windows. Ведь тогда Microsoft начала пичкать эти ОС ненужным мусором и неудобным, непривычным функционалом. Меня самого возмущало, что из Windows вырезали стандартную программу для просмотра картинок и заменили её другой, более тяжёлой, которая открывается по полгода. Я тогда сделал так, чтобы у меня все картинки открывались в Paint, который открывается моментально и там же можно быстро увеличить/уменьшить картинку.

Казалось бы, если ты не играешь в игры и не пользуется специфическим софтом, то тебе надо при первой возможности поставить Linux. Ведь там всё работает быстро, нет предустановленного мусора, "нет вирусов" и т.д. и т.п. Одни плюсы.

Mac OS

Про Mac OS мало что могу сказать. Им я начал пользоваться только в Январе 2022, когда мне на работе выдали MacBook для работы. Лично мне, как программисту, не составило труда перейти на Mac OS, т.к. там используются многие Unix-like-фишки, которые есть и в Linux. В том числе тот же Терминал с теми же командами. Но мне Mac OS не нравится тем, что там слишком всё вылизано. Да, там всё работает, работает красиво и плавно, но иногда привычные тебе действия делаются в большее количество кликов, чем если это делать в Windows или в Linux.

Проблема Linux и открытого ПО

Открытое ПО пишется энтузиастами. За свои труды они, чаще всего, не получают никакого поощрения, поэтому зачастую есть очень мало мотивации работать. И ещё меньше мотивации делать качественно, т.к. за качество тебя никто ругать не будет, но и никто не доплатит. Поэтому открытое ПО не отличается высоким качеством работы и дизайна. Что касается дизайна, даже в 2023 году 80% всего, что есть в Linux, выглядит отвратительно, будто дизайнер всё таки был, но уволился ещё в 1995 году. Это очень отталкивает от работы и снижает мотивацию. Когда ты установил на свой компьютер Linux, он сразу визуально стареет лет на 10.

Вторая проблема в том, что на Linux всё работает "как есть". Если тебе повезло с дистрибутивом, пакетнымм менеджером и версиями установленных программ и библиотек, то всё у тебя будет работать ещё приемлемо. Но если в системе из коробки нет нужной библиотеки или она работает криво, то и сами программы будут работать криво.

Возьмём GNOME. Это одна из самых популярных графических оболочек, но у него есть огромное количество проблем. Наприсер сейчас GNOME занимаются тем, что переводят свои программы на графическую библиотеку GTK4 и эти программы выглядят уже хорошо. Но половина программ остаются на старых библиотеках GTK2 и GTK3, которые вообще никак не вписываются в дизайн современного GNOME и эти программы режут глаза.

Есть ещё такая "вечная проблема" с графическим сервером. В большинстве популярных дистрибутивах стоят два сервера - Wayland и x.org. Не буду сейчас рассказывать, что такое графический сервер и как он работает в деталях. Если коротко: графический сервер обрабатывает нажатия на кнопки, перетаскивание, управление открыми окнами и т.д. и т.п. Прикол в том, что x.org существует давно и все программы затачивались под него. Однако x.org уже давно считается устаревшим и дистрибутивы по умолчанию уже несколько лет используют Wayland. А на Wayland всё ещё всё работает через жопу и с костылями.

В итоге делать стабильно работающее ПО под Linux становится невозможно; по крайней мере на нативных графических библиотеках. Твоя программа будет работать более менее приемлемо, если она написана на кроссплатформенных движках (например node-webkit или хотя бы QT). По этой причине, в частности, под Linux не выпускают профессиональное ПО вроде Adobe Photoshop или AutoDesk AutoCAD, потому что заставить эти программы работать без сбоёв в разных диструбивах с разными библиотеками, графическими оболочками, графическими и звуковыми серверами, это отдельный геморрой, причём вселенской силы.

Плюсы лицензионного ПО

ПО, которое стоит денег, реализовано качественно. Потому что если вы платите деньги за ПО, то на эти деньги содержатся программисты, тестировщики, дизайнеры и отделы контроля качества. Покупая программу у крупной компании, вы получаете качественно сделанное ПО и поддержку. Если в работе программы вы видите ошибки, вы всегда сможете обратиться в поддержку программы и она разрулит любые возникшие проблемы.

Поэтому все профессиональные программы стоят денег и зачастую стоят дорого. Но если вы профессионал, вам будет очень трудно работать профессионально без этих программ.

Почему я задумался о переходе на Windows

Только сейчас подумал, что если бы меня читали десятки/сотни тысяч людей, то статью бы восприняли за проплаченную Microsoft'ом. Честно заверяю, что Microsoft не стала бы обращаться ко мне, потому что мой блог, на данный момент, существует около месяца и меня читают меньше десятка людей. Никаких вознаграждений от Microsoft за всё время существования блога я не получал. Всё, что есть в статье, я пишу от себя лично и текст мне никто не присылал.

Несмотря на заезженные минусы Windows (вроде мусора в системе после установки, большого потребления системных ресурсов самой ОС, "более слабой защищённости от вирусов"), её плюсы по сравнению с Linux перекрывают для меня все минусы. Конечно я давно не пользовался Windows и смотрю на неё через призму ностальгии, но я знаю, что Windows делают высокооплачиваемые команды дизайнеров, программистов и тестировщиков. Я знаю, что если Windows установилась и не выдала ошибок - она будет работать на этом компьютере, пока я сам, своими руками, не сломаю её. Я знаю, что если я скачаю популярную программу или игру, я смогу просто установить её, не парясь с зависимостями и версиями зависимостей; она просто установится и начнёт работать.

Отдельно хочу сказать про дизайн: у Microsoft есть штат дизайнеров, которые придумывают дизайн для Windows. И кроме того, что этот дизайн намного красивее дизайна 95% Linux-дистрибутивов, он ещё составлен очень удобно для работы и не лишний раз не отвлекает. Красивый и современный дизайн вдохновляет делать красивые и современные вещи.

Что мне мешает перейти на Windows

Linux очень удобен для разработки. И речь даже не только о мощной командной строке. Linux на домашнем компьютере и Linux на сервере - зачастую это один и тот же Linux, поэтому разработка ведётся сразу в боевых условиях. Если проект запустился на компьютере - с большой долей вероятности он запустится и на сервере, если конечно у него нет специфичных требований к ОС вроде библиотеки нужной версии;

Windows мне придётся готовить к тому, чтобы она стала пригодна для разработки. В частности мне придётся перевести всю систему на UTF-8, установить и правильно настроить Git, сделать правильную работу BASH, что-то порешать с FTP, SFTP, потому что проводник, насколько я помню, не умеет по ним подключаться.

Ну и, на конец, у меня могут быть обманутые ожидания. Чтобы установить Windows, мне придётся снести имеющийся у меня Linux и полностью форматировать диск. На установку Windows я потрачу несколько часов, потом ещё несколько часов я потрачу на настройку самой ОС и несколько часов на то, чтобы подготовить её к разработке. За это время я могу столкнуться с ошибками и багами, которые напомнят мне о реальном качестве работы Windows и мне придётся либо оставить всё как есть и терпеть, либо снова тратить минимум день, сносить всё, ставить заново Linux и не пользоваться Windows ещё 4 года.

А ещё я живу в такой части мира, которую сейчас ненавидит весь мир и Microsoft тут официально перестал поддерживать Windows. Поэтому в любой момент может быть такое, что Microsoft пришлёт обновление, которое сделает компьютер неработоспособным. Таких сюрпризов я не хочу

Итог

Пойду поставлю скачиваться Windows, хуже уже не будет