Перейти к основному содержимому

Делаю свой мессенджер #1 - Начало

· 5 мин. чтения
Alex Congritta

Задумался о создании своего мессенджера. Решил не просто втупую сделать ещё один проект, а детально объяснить как там и что работает. Я открываю серию статей по разработке современного, функционального и стильного мессенджера. На его примере я постараюсь объяснить, как реализуются функции хранения огромного количества сообщений, как реализуются голосовые и видео сообщения, как работают эмодзи, стикеры и многое другое.

осторожно

Проект закрыт и не обновляется. Возможно будет реинкарнирован

Пролог

Около восьми месяцев назад я уже запускал прототип своего мессенджера. Тогда там был реализован чисто фронтэнд на реакт. Кстати, этот прототип можно посмотреть и сейчас (на момент выхода статьи), ссылка на него: git.congritta.com/talkings-frontend.

На его разработку (как и на разработку других пет-проектов) я давным давно забил, потому что у меня уже несколько месяцев сохраняется огромная загруженность по основной работе. Тем не менее, иногда бывают дни, когда хочется расслабиться и поделать что-то для себя. А ещё у меня есть блог, в котором мне хотелось бы рассказывать, как работают те или иные технологии, применяемые в веб (и нативных) приложениях. В итоге я решил это соединить и у меня родилась гениальная идея:

Суть

Я подумал, было бы круто начать разработку большого проекта и по ходу дела рассказывать как там что работает. То есть это будет не просто статья о том, как сделать очередной чат на SocketIO, а будет целая серия статей, где я расскажу:

  • Как продумать и правильно построить архитектуру проекта (в т.ч. какие языки и фреймворки выбрать для разработки проекта);
  • Как организовать разработку проекта с точки зрения управления командой и процессами разработки;
  • Как правильно настроить сервер, задеплоить проект и защитить его от атак;
  • Как реализуются популярные функции в мессенджерах вроде смайликов, голосовых сообщений, звонков, стикеров и обмена медиафайлами;
  • множество других технических аспектов.

Разработку мессенджера, разумеется, начну с нуля. Раз в иногда буду выпускать обновления мессенджера и писать статью о том, что нового в обновлении и как я там всё реализовал. Чтобы обновления и статьи выходили чате, помогайте моему блогу стать популярнее. Очень не хватает мотивации творить что-то грандиозное на аудиторию всего лишь из 8 человек.

Первоначальные действия

Когда в голову пришла идея для стартапа (хотя наш проект не собирается быть стартапом, но я иногда буду его так называть) и вы собираетесь приступить за реализацию, важно для начала сложить конкретную картину, что проект будет из себя представлять. Вам важно понять, на какой функционал сделать упор, а какой функционал сделать базово с расчётом на то, что в будущем вы легко его удалите, либо же будете дорабатывать до идеала.

Как вариант, вы можете обрисовать проект на листе бумаги или на компьютере открыть текстовый редактор и описать проект в нём (есть так же различные конструкторы схем вроде ClickUp, Microsoft Whiteboard, Miro и др.). Если вы собираетесь делать проект как стартап, вам также нужно будет продумать и обрисовать бизнес-модель. Но я же собираюсь делать мессенджер как пет-проект, поэтому о том, как выстроить бизнес-модель я расскажу как-нибудь в другом месте.

На данном этапе вы должны суметь чётко ответить на следующие вопросы:

  • Какую задачу выполняет проект? (Какой его основополагающий функционал?);
  • Что необходимо для старта разработки проекта? (Финансовые, временные, человеко- ресурсы);
  • Какая архитектура, какой стек технологий будут выбраны для разработки проекта?
  • Если в проекте принимает участие несколько человек, какие задачи и роль будут у каждого человека?

Сразу скажу, что в начале разработки проекта не нужно заморачиваться над неймингом и дизайном (если, конечно, вы не дизайн-студия). Вам сперва нужно сделать минимальную рабочую версию продукта (MVP), грубо говоря, на коленке, чтобы вообще вашу идею можно было пощупать и дать попробовать другим. Возможно какие-то вещи вы будете по 10 раз переделывать вам важно потратить на это минимальное количество времени и сил. Дизайн и название проекту можно придумать в самом конце, когда в голове будет окрепший образ проекта и будет много времени подумать и пофантазировать.

Написание ТЗ

ТЗ (техническое задание) - важнейшая составляющая любого серьёзного проекта. ТЗ максимально подробно и чётко описывает то, каким будет проект, из чего будет состоять, как работает тот или иной функционал и т.д. и т.п.

Иногда только написание грамотного ТЗ может занять несколько дней или недель. Есть даже люди, которые занимаются этим профессионально. Но если у вас маленькая команда и вы не собираетесь сразу же строить IT-империю, можно обойтись своими силами. Главное, чтобы всей команде разработке было предельно ясно и не возникало вопросов.

Планирование

Когда ТЗ написано, команда разработки готова и у вас есть все необходимые ресурсы для старта проекта, важно распланировать вашу работу. Чаще всего берётся доска-канбан и для каждого человека распределяются конкретные задачи и сроки на ближайшее время.

Какие задачи делать взять в приоритет и делать первее - решайте сами. Если я буду в команде разработчиков проекта, я смогу подсказать.

О моём мессенджере

Если идея о серии статей зайдёт, то в следующей статье я подробно расскажу о проекте, какой функционал я собираюсь там реализовывать и дам ссылку на ТЗ. Если хотите присоединиться к разработке проекта, пишите мне по доступным контактам